<
Санкции, которые могут применяться в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц по результатам проверки трудовой инспекцией, перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Любое нарушение трудового законодательства и правил охраны труда наказывается в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ:
 
  • для должностных лиц - наложением штрафа от 1000 до 5000 рублей, а повторное нарушение влечет дисквалификацию от 1 до 3 лет;
  • для организации - наложением штрафа от 30000 до 50000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток;
  • для индивидуального предпринимателя - наложением штрафа от 1000 до 5000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Отказ предоставить документы государственному инспектору труда (или несвоевременное их представление) влечет в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ наложение штрафа:
 
  • для организаций - от 3000 рублей до 5000 рублей;
  • для должностных лиц (например, главного бухгалтера организации) и индивидуальных предпринимателей - от 300 рублей до 500 рублей.
В случае невыполнения в срок предписания государственного инспектора труда статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрен штраф:
  •  для должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
  • для организаций - от 10000 до 20000 рублей. Штрафы

    Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока его обжалования. ч.1 ст.32.2 КоАП РФ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Инспектор не вправе налагать штраф, если со дня обнаружения нарушения правонарушения (т.е. с даты составления акта о проведенной проверке) прошло более двух месяцев (ст.4.5 КоАП РФ).
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. ч.3 ст.32.2 КоАП РФ
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока его обжалования, суд направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности. ч.5 ст.32.2 КоАП РФ
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (ст.20.25 КоАП РФ). ч.5 ст.32.2 КоАП РФ
Административное приостановление деятельности

Приостановить деятельность организации или индивидуального предпринимателя может только суд. ст.3.12 КоАП РФ
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.ст.3.12 КоАП РФ
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. ст.3.12 КоАП РФ
Прежде чем обратиться в суд, трудовая инспекция вправе временно запретить деятельность организации, но не более чем на 5 дней (ст.27.16, ст.27.17 КоАП РФ). О запрете деятельности инспектор составляет протокол, в котором указывает основания применения этой меры. 

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения:

  • непосредственной угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
    для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).

Временный запрет деятельности может применяться тогда, когда предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Судья по ходатайству организации или предпринимателя может досрочно снять наказание в виде административного приостановления деятельности, если будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для применения этой меры.
 
Дисквалификация
Определение дисквалификации приводится встатье 3.11 КоАП РФ - это лишение физического лица следующих прав:
  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы;
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет),
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Примечание: указанная редакция ст.3.11 КоАП РФ действует с 22.08.2009.
Таким образом, нарушитель не сможет работать на руководящих должностях в любых организациях в течение времени, установленного судом. Решение о дисквалификации исполняет сам нарушитель.
Если инспектор впервые обнаружил нарушение в организации, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если аналогичное нарушение будет обнаружено повторно в течение одного года, то виновному лицу грозит дисквалификация.
 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Аналогичное нарушение с точки зрения трудовых инспекторов - не то же самое, а близкое нарушение. Например, во время плановой проверки инспектор обнаружил, что заработная плата не выплачивается работникам два раза в месяц. Повторная плановая проверка возможна не ранее через 2 года с даты последней проверки организации. Однако через некоторое время в инспекцию поступила жалоба от работника организации. В этом случае, несмотря на плановую проверку, инспектор обязан снова проверить организацию. Во время повторной проверки выяснилось, что в организации нет типовой формы расчетного листка. В данном случае имеют место аналогичные правонарушения по одной и той же ст. 136 ТК РФ, обнаруженные в течение одного года. Однако судьи не всегда поддерживают контролеров. В п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч.2 ст.5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее - при увольнении другого работника.
Дисквалификация в качестве наказания за административное правонарушение может назначаться только судом. В судебном решении относительно генерального директора будет написано: "дисквалификация с позиции руководящего работника" (то есть отсутствие права занимать никаких руководящих позиций вообще), главного бухгалтера - "дисквалификация с позиции бухгалтерского работника" (значит, отсутствие права работать не только главным, но и рядовым бухгалтером), начальника отдела кадров - "дисквалифицирован с позиции кадрового работника".
Согласно п.2 ст.32.11 КоАП РФ организация, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС, поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом. Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных организаций и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.
Реестр дисквалифицированных лиц формирует и ведет МВД России и министерства внутренних дел, управления внутренних дел субъектов РФ в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805. Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание - ч.2 ст.14.23 КоАП РФ).
В Реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:
  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Согласно п.8 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 № 652), орган МВД направляет: сведения о дисквалифицированном лице в 10-дневный срок со дня внесения сведений о нем в Реестр - в федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации; уведомление о дисквалификации арбитражного управляющего (с приложением вступившего в законную силу решения суда о его дисквалификации) в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного решения суда способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем через 5 дней со дня отправления, - в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий.
В соответствии с п.9 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805, исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:
    • по истечении срока дисквалификации;
    • во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в орган МВД, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.
Порядок получения заинтересованными лицами информации из Реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. Приказом МВД России от 22.11.2006 № 957. Так, информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Плата за данную информацию на сегодняшний день составляет 1 МРОТ (100 рублей). Так сказано в п.4 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805.
При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из Реестра, а при отсутствии сведений - справка. Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет не более пяти дней с даты получения Главным информационно-аналитическим центром и информационными центрами (ИЦ) МВД России, ГУВД, УВД соответствующего запроса. Запрос может быть подан гражданином при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) непосредственно либо уполномоченным им лицом при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке, на личном приеме граждан.
Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД по месту государственной регистрации юридического лица.
 
Смягчающие обстоятельства и малозначительность нарушения

Инспекторы могут снизить штраф, если обратить их внимание на смягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам ст.4.2 КоАП РФ относит то, что нарушитель:
    • раскаялся;
    • добровольно сообщил о совершенном им административном правонарушении;
    • предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред;
    • совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет).

Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например, преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил преступление впервые.
Если инспектор обнаружил не более двух-трех нарушений и они не повлекли за собой жалоб работников, удержаний из зарплаты, недоплат, нарушений норм рабочего времени и т.д., то штрафа можно избежать по причине малозначительности нарушения (ст.2.9 КоАП РФ).
КоАП РФ не дает определения малозначительному административному правонарушению. В п.21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указывается, что такие обстоятельства, как например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.