<
Правовой статус и право иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности в РФ
 
Виды правового статуса в зависимости от порядка въезда иностранного гражданина в РФ

В зависимости от порядка въезда иностранных граждан в Россию - можно выделить:
  • иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы (визовый порядок); к ним относятся иностранные граждане, прибывшие из большинства стран дальнего зарубежья, а также Грузии и Туркменистана;
  • иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (безвизовый порядок); иностранные граждане, прибывшие из стран СНГ, кроме Грузии и Туркменистана.
Данное основание классификации вытекает из положений ч.2 ст.6 и ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которым иностранные граждане (за исключением иностранных граждан, получивших вид на жительство в России) могут въезжать в Россию и выезжать из России при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Россией в этом качестве, если иное не предусмотрено указанным законом, международными договорами России или указами Президента России.
Без визы на территорию РФ могут въезжать:
  • иностранцы, перечисленные в ст.24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию":
    • иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве, и вида на жительство; лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство;
    • иностранные граждане и лица без гражданства, признанные на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца; с некоторыми оговорками - граждане Боснии и Герцеговины, Вьетнама, КНР, Кубы, Македонии, Монголии, Сербии и Черногории, Хорватии.
К настоящему времени право безвизового въезда в Россию предусмотрено, в частности, в международных договорах России с такими странами, как: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Таджикистан; Республика Молдова; Республика Армения; Азербайджанская Республика; Украина; Республика Узбекистан; Республика Польша; Словацкая Республика.
С 2007 года граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, пользуются облегченным режимом получения права на работу в России.
 
Виды правового статуса в зависимости от оснований нахождения иностранного гражданина в РФ

В зависимости от оснований нахождения иностранных граждан на территории РФ можно выделить следующие категории иностранных граждан:
  • временно пребывающие;
  • временно проживающие; постоянно проживающие.
 
Временно пребывающие

Временно пребывающий в России иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. абз.9 п.1 ст.2 ФЗ № 115-ФЗ
Право временно пребывающего иностранного гражданина законно находиться на территории РФ подтверждается:
  • для лица, прибывшего в Россию в порядке, требующем получения визы - визой и миграционной картой (абз.8 п.1 ст.2, абз.5 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ), ч.3 ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ);
  • для лица, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы - миграционной картой (абз.8 п.1 ст.2 и абз.5 п.1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Временно пребывающий в РФ иностранец должен также иметь на руках паспорт, удостоверяющий его личность.
 
Лица без гражданства не имеют паспорта, но обязаны иметь при себе миграционную карту.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от порядка въезда в Российскую Федерацию (визового или безвизового):
  • если иностранному гражданину выдана виза, то срок его временного пребывания в РФ определяется сроком действия визы, по окончании которого иностранный гражданин обязан выехать из РФ (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ) (п.1 ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
  • если иностранный гражданин пребывает в РФ в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания в РФ не может превышать 90 суток. Данный срок временного пребывания может быть увеличен до 180 суток либо сокращен (п.1 ст.5, п.1 ст.5.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что с 01.07.2010 года основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ (90 суток) является разрешение на работу (п.1.3 ст.13.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
 
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему: п.2 ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
  • продлен срок действия визы, продлен срок временного пребывания, либо выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание, либо ФМС России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст.13.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Примечание:

С 01.07.2010 года применяется новое условие, при соблюдении которого у временно пребывающего в РФ иностранного гражданина не возникает обязанность выехать из России по истечении срока действия визы или иного срока пребывания, - это подача в ФМС России работодателем (заказчиком работ/услуг) ходатайства о привлечении к трудовой деятельности иностранца, являющегося высококвалифицированным специалистом, или заявления о продлении срока действия разрешения на работу такому специалисту (Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ).
 
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. п.3 ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со ст.13.1, 13.2 или 13.3 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ. п.5 ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
 
Это ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц, а с 30 сентября 2010 года также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". п. 5 ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в указанных выше случаях для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со ст.13.1 или 13.3 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в РФ в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.п.5 ст.5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. п.4.2 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Примечание

Случаи, являющиеся исключением из этого правила, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н. Приказом определены профессии и должности, при выполнении работ по которым иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Общая продолжительность трудовой деятельности указанных иностранных граждан вне пределов субъекта при направлении их в служебную командировку не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, а в случае если их постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено трудовым договором, - 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу.
Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания. При постановке на учет по месту пребывания в отрывной части бланка уведомления о прибытии органы ФМС РФ ставят отметку о подтверждении выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (приложение № 2 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 06.07.2009 № 159).
 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
 
В соответствии со ст.2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" граждане Республики Беларусь независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории Российской Федерации по действительным документам, указанным в приложении № 1 к Соглашению, без миграционной карты (за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение).
 
Временно проживающие
Временно проживающий в России иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. абз.10 п.1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в России лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. абз.6 п.1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. п.5 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Примечание
Случаи, являющиеся исключением из этого правила, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н. Приказом определены профессии и должности, при выполнении работ по которым иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание. Общая продолжительность трудовой деятельности указанных иностранных граждан вне пределов субъекта при направлении их в служебную командировку не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, а в случае если их постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено трудовым договором, - 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
При регистрации временно проживающего иностранного гражданина по месту жительства на разрешении на временно проживание органы ФМС РФ проставляют соответствующие отметки (приложение № 1 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 06.07.2009 № 159).
 
Постоянно проживающие

Постоянно проживающий в России иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. абз.11 п.1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
 
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию; вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. абз.7 п.1 ст.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
При регистрации постоянно проживающего в России иностранного гражданина по месту жительства на виде на жительство органы ФМС РФ проставляют соответствующие отметки (приложение № 1 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 06.07.2009 № 159).
 
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ 

Для граждан Республики Беларусь в ст.4 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" предусмотрен упрощенный порядок получения вида на жительство в РФ. Основанием для получения разрешения на постоянное жительство (подачи заявления о выдаче вида на жительство) для граждан Республики Беларусь является факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь. При этом срок временного пребывания гражданина на территории России не учитывается; получения разрешения на временное проживание на территории России не требуется.
 
Влияние правового статуса на право осуществлять трудовую деятельность в России
Временно пребывающие и временно проживающие в России иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии разрешения на работу. п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ
При этом необходимо иметь в виду, что:
  • иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, требующем получения визы, могут получить разрешение на работу только в случае, если у них оформлена рабочая виза;
  • при приеме на работу иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы, организации-работодателю необходимо оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
  • организация-работодатель имеет право использовать труд иностранцев, прибывших из "безвизовых" стран, без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением в письменной форме органов ФМС России и занятости населения (п.4.5 ст.13, п.9 ст.13.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
  • работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право использовать труд иностранцев без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст.13.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (п.4.5 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в России без разрешения на работу. Разрешительный порядок осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ не распространяется на иностранных граждан:(абз.2 п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ)
  • являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в РФ; обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
  • являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории России представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в России в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами России.
Примечание:

С 01.07.2010 года действует новый пп.9 п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ).
Кроме того, согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально - трудовых гарантий" действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Согласно ст.7 Договора от 25.12.1998 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси; граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений; трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде.