Главная » Статьи » Статьи из других источников

Ошибки, связанные с работой иностранцев, будут стоить дороже

Ошибки, связанные с работой иностранцев, будут стоить дороже

Повод для разговора

В августе вступил в силу закон1, который вводит новые и ужесточает существующие административные наказания для работодателей, нарушивших порядок привлечения к труду иностранцев.

Почему это важно?

В настоящее время в крупных городах России сложилась непростая ситуация с трудовыми мигрантами из ближнего зарубежья. Поэтому усилили административные наказания как работодателям, так и сотрудникам-иностранцам.

На ваши вопросы отвечает:

Николай АЗАРОВ, заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

Николай Петрович АЗАРОВ

С 1989 по 1991 год проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР. Окончил факультет психологии Шуйского государственного университета, а также Университет МВД по специальности «юрист-правовед». Начал свою карьеру в 1991 году в органах внутренних дел, в должности милиционера роты патрульно-постовой службы. В 2000-м был назначен начальником межрайонного отдела по обеспечению паспортного и визового режима УВД САО г. Москвы. В 2006 году начал работу в Федеральной миграционной службе в должности заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве. В 2007 году стал начальником отдела иммиграционного контроля, а в 2011-м – начальником отдела УФМС России по г. Москве в ЦАО. С 2012 года является заместителем начальника УФМС России по г. Москве.

1. Почему было решено внести изменения в уже существующие нормативные акты, регулирующие трудовые отношения с иностранцами?

– За прошедшие несколько лет Россия стала одним из лидеров по приему мигрантов. При этом основная нагрузка ложится на крупные города, экономические и финансовые центры. Чтобы регулировать миграционные процессы, существуют законы и другие нормативные акты, которые в настоящий момент работают неудовлетворительно.

С помощью Закона № 207-ФЗ чиновники стараются навести порядок в сложившейся ситуации, увеличив штрафы, а также введя обязательные выдворения и запреты на въезд. Cо своей стороны УФМС России по г. Москве готово все эти изменения поддержать. Усиление мер станет серьезным стимулом для соблюдения законов.

2. Почему ужесточение административных наказаний коснулись конкретных регионов?

– На первом месте по количеству въезжающих иностранцев стоят Москва и Санкт-Петербург, а также Московская и Ленинградская области. По данным статистики на Москву приходится порядка 20 процентов всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию. По нашим данным, в столице более 940 000 иностранцев. Большинство из них – это граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Украины. Среди них преобладают временно пребывающие иностранные граждане, приезжающие с деловыми, учебными, туристическими и, конечно, трудовыми целями.

Так, за первое полугодие 2013 года в Москве на миграционный учет встали 835 370 иностранцев и лиц без гражданства. Однако основную проблему как раз составляют нелегальные мигранты и их труд. Похожая ситуация происходит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где на миграционный учет за аналогичный период встали 792 116 человек, из которых 99 512 человек приехали для работы.

3. На что следует обратить внимание работодателям в новом законе?

– Теперь для организации предусмотрен минимальный срок административного приостановления за нарушения в сфере миграционной деятельности. Он будет зависеть от тяжести нарушения и составит минимум 14 суток, а максимум – до 90 суток – не изменится (ст. 18.15, 18.16, 18.17 КоАП РФ). Кроме того, работодателям нужно обратить внимание на то, что ужесточились административные наказания за нарушения, связанные с неправомерным привлечением иностранцев к труду (смотрите таблицу).

Введение дифференцированного подхода к административным наказаниям
Нарушение работодателя Наказание Норма
Приостановление деятельности Штраф (руб.)
Было Стало Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области Остальная территория Российской Федерации
Привлекли к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу либо патента До 90 суток От 14 до 90 суток Физические лица – от 5000 до 7000;должностные лица – от 35 000 до 70 000; организации – от 400 000 до 1 000 000Физические лица – от 2000 до 5000;должностные лица – от 35 000 до 50 000;организации – от 250 000 до 800 000Части 1, 4 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлекли к труду иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранных работников До 90 суток От 14 до 90 суток Физические лица – от 5000 до 7000;должностные лица – от 35 000 до 70 000; организации – от 400 000 до 1 000 000Физические лица – от 2000 до 5000;должностные лица – от 35 000 до 50 000;организации – от 250 000 до 800 000Части 2, 4 ст. 18.15 КоАП РФ
Не уведомили ФМС России о привлечении к работе высококвалифицированного иностранца либо о расторжении договора и т. д.Должностные лица – от 35 000 до 70 000,организации – от 400 000 до 1 000 000Должностные лица – от 35 000 до 70 000,организации – от 400 000 до 1 000 000Часть 5 ст. 18.15 КоАП РФ
Нарушили правила привлечения к труду иностранцев на торговых объектах До 90 суток От 14 до 90 суток Должностные лица – 45 000 до 70 000;организации – от 450 000 до 1 000 000Должностные лица – от 45 000 до 50 000; организации – 450 000 до 800 000Части 1, 3 ст. 18.16 КоАП РФ
Предоставили торговые помещения другому работодателю, не имеющему разрешение на привлечение иностранцев или привлекающему иностранцев без разрешения на работу До 90 суток От 14 до 90 суток Должностные лица – 45 000 до 70 000;организации – от 450 000 до 1 000 000Должностные лица – от 45 000 до 50 000; организации – 450 000 до 800 000Части 2, 3 ст. 18.16 КоАП РФ

4. Планируются ли дополнительные проверки для выявления нарушений?

– В настоящий момент УФМС по г. Москве проводит достаточное количество проверок, и в ближайшее время повышать именно их число или вводить дополнительные виды не планируется. Главное в этом вопросе – качество. Так, например, наша служба постоянно находится в поиске новых объектов для проверок, будь то недавно появившиеся строительные площадки, концертная деятельность, центры торговли, сфера ЖКХ и т. д. Информация об объектах к нам поступает из разных источников: СМИ, Интернет, работа патрулей, обращения граждан и т. д.

По результатам проверок этого года к июлю были выявлены многочисленные нарушения миграционного законодательства как иностранцами, так и работодателями. Было проверено более 26 000 объектов экономической и социальной инфраструктуры города. К ответственности было привлечено более 8000 работодателей, назначено штрафов на сумму 939 172 500 рублей.

Всего было выявлено 88 985 административных правонарушений, из которых:
– 26 195 – нарушения иностранцами режима пребывания в России;
– 13 455 – работа иностранных граждан без разрешений и т. д.

Срок пребывания в России был сокращен 1915 иностранцам. Въезд был закрыт 14 959 иностранным гражданам и лицам без гражданства, а выдворено было порядка 4913 иностранцев. Похожая ситуация происходит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области только с меньшими показателями.

5. Каких изменений в регулировании труда иностранцев ожидать в ближайшем будущем?

– Миграционная служба, в том числе по городу Москве, руководствуется Концепцией демографической политики России, разработанной до 2025 года2, в которую также входят и миграционные вопросы. Согласно Концепции, первоочередным вопросом стоит разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию ее целей.

Одними из важных проблем являются вопросы трудовой миграции, которым, как сейчас, так и в ближайшем будущем, будет уделяться пристальное внимание (таблица ниже).

Планы по усовершенствованию законодательства, связанного с трудовой миграцией
Проблема Решение
Взыскание штрафных санкций с работодателей, которые не имеют уставного капитала, собственности и т. п.Ужесточение требований к первичной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Уклонение от штрафов, налогов и сборов руководителями организаций и иностранцами (причина – отсутствие средств или собственности)Ограничение въезда в Россию иностранным гражданам, уклонившимся от уплаты штрафов, налогов или сборов
Отличие выполняемой работы от указанной в разрешении на работу Усиление ответственности для юридических и физических лиц, получающих разрешение на работу
Отсутствие сведений о приглашаемых в организации иностранцах Введение ответственности приглашающей стороны

Беседовала Анна МАРТЫНЕНКО, эксперт журнала «Кадровое дело»

1 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» (далее – Закон № 207-ФЗ).
2 Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.
Категория: Статьи из других источников | Добавил: KadrovikLS (10 Января 2014)
Просмотров: 718 | Теги: нарушения, штрафы, Прием иностранцев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0